В.Афанасьев (Slava)
Часть 1
О смазке
Сразу следует оговорить что специальная смазка для катушек
предпочтительней какой-либо случайно попавшейся смазки. Для
техобслуживания катушки необходимо иметь как минимум 2 вида смазки.
Жидкую и густую (консистентную). Фото 1
Этого набора, в общем-то, достаточно. Можно обойтись и двумя, без
дорогущей, аэрозольной.
Для смазки подшипников используем жидкую смазку, для смазки зубчатых пар
и узлов скольжения – консистентную, но не слишком густую.
Специальная смазка для катушек по консистенции – самое то.
Не стоит закладывать слишком много смазки - не все узлы это любят.
Перед смазкой необходимо промыть детали от грязи, и удалить старую
смазку уайт-спиритом, или неэтилированным бензином.
Агрессивные растворители - ацетон, 646, и т.д. применять не стоит -
пластмассовые детали и корпус могут и не выдержать, лучше не рисковать.
Промывать подшипники следует отдельно от других загрязненных узлов,
чтобы не занести туда лишнюю грязь. Закрытые подшипники можно подержать
в уайт-спирите для лучшего удаления старой смазки.
После промывки - детали и узлы обязательно полностью просушить, особенно
закрытые подшипники. Иначе они рискуют остаться без смазки. В лучшем
случае будут смазаны смесью масла с бензином. А бензин разрушает
масляную пленку и нам его присутствие в узлах трения ни к чему.
Без промывки, простым добавлением новой смазки проблему полностью не
решить. Старая смазка, даже если не засохла, представляет собой сложную
смесь из масла, пыли, грязи, мельчайшей металлической стружки, влаги и
т. д. Вся эта субстанция очень напоминает абразив в трущихся парах, со
всеми вытекающими последствиями.
При отсутствии определенного навыка, разборку лучше делать, по
возможности, поэтапно. Закончил один узел, собрал – перешел к
следующему. Это потребует большего времени, но уменьшит вероятность
потерь и ошибок при сборке.
Если же навык есть, или просто нет страха перед предстоящей работой,
продуктивнее работать в хорошем темпе – пока одни детали отмокают,
другие - сохнут, третьи – в процессе разборки.
Если катушка шумит, в процессе разборки определяем какой подшипник умер,
и в подшипнике ли дело. Проверить работу подшипников можно вот таким
нехитрым способом: см. фото 2.
Сажаем подозреваемого на пинцет (или на любой конический вал) и
покатываем по ровной, не жесткой поверхности, или по ладони. Разницу
между изношенным и хорошим, при определенном навыке, почувствуешь в
руку, довольно отчетливо. Но надо иметь в виду ход и шумы в подшипнике
во многом зависят от его смазки.
Лечить конкретно захрустевший подшипник – дело неблагодарное, лучше
заменить.
Разборка катушки Biomaster C3000
Все размеры катушек этого модельного ряда имеют одинаковую
кинематическую схему. Shimano Uitegra, (да и другие модели тоже)
примерно тех же годов выпуска, отличаются незначительно.Так что вполне
можно опираться при разборке на выложенные фото.
Разборку лучше производить на листах чистой бумаги, при хорошем
освещении. Это поможет сохранить без потерь все снимаемые узлы и детали.
Фото 3. Общий вид.
Приступаем к разборке.
Открутив защитный колпачок и выкрутив винт, снимаем ручку.
Откручиваем гайку фрикциона и снимаем шпулю.
Фото 4
Порядок расположения деталей подшпульного узла.
Фото 5, 6.
Перед снятием ротора не помешает пометить (маркером, или нанести риски)
взаимное положение ротора и его вала – бронзовой шестерни.
После этого, выкрутив фиксирующий саморез, откручиваем гайку крепления
ротора, (резьба правая), и снимаем ротор.
Фото 7
После снятия ротора у нас остаются незакрепленными втулка (внутренняя
обойма обгонной муфты) и медная шайба под ней. Учитывая этот момент,
принимаем меры для сохранности деталей и ставим, например, резиновую
заглушку, или прищепку, предохраняющую от потерь.
Фото 8
Или же снимаем шайбу и втулку муфты.
Фото 9
Но в этом случае далее придется обращаться с катушкой предельно
аккуратно, чтобы избежать выпадения роликов обгонной муфты. После
извлечения втулки они при небрежном обращении могут рассыпаться. Это
сильно омрачит и затруднит дальнейшую работу.
Промываем мелкие детали в ванночке уайт-спиритом.
Фото 10
Корпус ротора промываем с помощью уайт-спирита от грязи снаружи и
внутри.. Это удобно делать ватными дисками, а в труднодоступных местах
ватными палочками, смоченными в уайт-спирите.
После просушки смазываем подшпульный подшипник и убираем мелкие детали в
коробчонку и в сторону. Сборка этого узла состоится не скоро.
Продолжаем разборку. На очереди ролик лесоукладки. Перед разборкой узла
нужно запомнить, как установлен ролик заводом-изготовителем, чтобы потом
правильно вернуть его на место, так как профиль его канавки далеко не
симметричен.
Фото 11
Разбираем узел, промываем, смазываем подшипник. Детали на фото 12
расположены в порядке сборки.
Следует также очистить от грязи места крепления оси ролика на дужке и рычаге ротора.
Фото 13
Прежде чем собирать этот узел, нам необходимо сделать Т/О механизма
сброса дужки. В такой последовательности облегчается разборка-сборка –
нам не будет мешать дужка.
Приступаем к разборке механизма возврата дужки лесоукладывателя.
Открутив саморез оси рычага, снимаем рычаг дужки, аккуратно, не
сдергивая – под ним есть пара пружин, они могут придать нежелаемое
ускорение отдельным деталям. Далее откручиваем саморез крышки механизма,
снимаем ее. Аккуратно вынимаем все детали из корпуса. Промываем его.
Фото 14
Детали механизма. Фото 15.
После промывки слегка смазываем трущиеся узлы и ось рычага консистентной
смазкой и собираем сначала нижнюю часть. Закладываем в паз толкатель,
длинным изогнутым концом вниз, в сторону юбки ротора.
Фото 16
В нижнюю часть корпуса закладываем накладку. Накладка располагается в корпусе таким образом, что своим вырезом образует туннель для толкателя в нижней части механизма (см. Фото 16). На поводок, со стороны слегка изогнутого конца, надеваем шайбу, затем пружину конусной стороной, до упора в шайбу.
Фото 17
Вставляем поводок с пружиной на место. Свободный конец пружины упирается в пластмассовую накладку Фото 16. Изогнутый под 90 град. конец поводка при этом направляем вверх. Закрываем крышкой, закрепляем саморезом.
Фото 18
Вставляем на место фиксатор с пружиной (см. Фото 15).
Фото 19
Фото 20
В отверстие рычага сброса (стрелка 2 фото 20) вводим отогнутый конец поводка. Смещая рычаг сброса в сторону оси (вид по стрелкам А фото 21), надеваем на нее. При этом толкатель (фото 19) зайдет в паз (стрелка 3 фото 20). Фиксируем осевым саморезом.
Фото 21
Фото 22
На Биомастере, при кое-каком навыке, это делается легко. Но поначалу всякое может случиться, поэтому не лишним будет принять меры против несанкционированного полета вышедших из-под контроля подпружиненных деталей.
Смотрите дальше